МАДОУ "Детский сад "Колокольчик, " группа №4: "Теремок", город Малая Вишера Новгородская область

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОУ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.

Согласно ФГОС образовательная деятельность в ДОУ осуществляется по 5-ти образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Требования к развивающей

предметно-пространственной среде в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходи­мые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в кото­рых осуществляется образовательная деятельность; учет возраст­ных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать следующим требованиям:

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено сред­ствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в со­ответствии со спецификой Программы).

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возмож­ность изменений предметно-пространственной среды в зависимо­сти от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся инте­ресов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных со­ставляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.);

Вариативность среды предполагает:

- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свобод­ный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую двигательную, познава­тельную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограни­ченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех поме­щений, где осуществляется образовательная деятельность и свободный доступ к играм,игрушкам, материалам, пособи­ям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасность предметно-пространственной среды предпола­гает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

СПЕЦИФИКА ИГРОВОЙ СРЕДЫ

Игровую среду следует рассматривать как основную часть пространстважизнедеятельности детей в ДОУ. Профессионально организованная, она позволяет воспитанникам не только реализовывать свои игровые потребности и интересы, но также осваивать доступ­ные их пониманию пласты жизни и в этой связи готовиться к выходу в большой мир, который ждёт их за порогом детского сада.

Структурно игровая среда представляет комплекс взаимос­вязанных игровых секторов,стимулирующих развитие различ­ных видов деятельности: игровой, познавательной, художе­ственной, трудовой и др. Подобный подход полностью соответствует специфике дошкольного детства.

БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ИГРОВОЙ СРЕДЫ:

1. Сектор театрализованных игр.

2. Сектор сюжетно-ролевых игр (в младшей группе сектор готовых сюжетов).

3. Кукольный уголок, включающий предметно-образные игры бытовой тематики и уголок «ряжения».

4. Сектор строительных игр, объединённый с игрушками транспортной тематики.

5. Сектор дидактических игр.

6. Сектор игр спортивной тематики.

Все компоненты игровой среды взаимо­действуют и взаимодополняют друг друга, образуя целостное игровое пространство.

Таким образом, раскрывая основные подходы к созданию игровой среды развития детей, происходит её интеграция в общую образовательную среду детского сада, обеспечиваяпоследовательную и своевременную трансформацию в связи со спецификой возрастного развития воспитанников.

26 апреля 2016 в 20:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.