МАДОУ "Детский сад "Колокольчик, " группа №4: "Теремок", город Малая Вишера Новгородская область
Педагогическая поддержка развития способов познавательной деятельности с описанием ситуаций и действий педагога.В современном мире личность ребёнка не может быть компетентно развитой без развития познавательных интересов. Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности, в решении поставленных теоретических и практических задач. Детство – неповторимая пора по своим возможностям развития. Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Именно в дошкольном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать. На каждом этапе развития ребёнок сталкивается с трудностями (непонимание со стороны сверстников, воспитателей, родителей). Чтобы не оказаться отверженным, стремиться быть «как все». Поэтому педагог вовремя должен подсказать, помочь, увлечь ребёнка. Педагогическая поддержка – это оказание помощи! В данной ситуации – помощи в развитии познавательных интересов. Истоки идеи педагогической поддержки личности лежат в концепции педагогики свободы и педагогической поддержки. Педагогическая поддержка определяется как педагогическая помощь детям в решении индивидуальных проблем, в сфере общения, обучения, творчества, досуга. Задача педагога – поддержать, развивать личность. Главное в педагогической поддержке – саморазвитие ребёнка. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создавать ситуацию заинтересованности. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия. · Познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения; · Задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично – поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон; · Система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы. В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа: - разминку; - развитие творческих механизмов; - выполнение развивающих частично – поисковых задач; - решение творческих задач. Дети очень любят нетрадиционные формы занятий. Они являются средством формирования познавательных интересов. На занятиях, где закрепляется, или повторяется материал, дети, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают. Одна из нетрадиционных форм занятий – дидактическая игра. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции детей, заставляет удивляться, открывать новое в уже известном. Аристотель сказал: «Мышление начинается с удивления». Развитию познавательных интересов очень помогают кроссворды, загадки, познавательные игры. Дети становятся более внимательными, развивается логическое мышление, появляется интерес к технике, творчеству. Творческие обучающиеся нуждаются в занятиях, которые были бы под стать их умственным силам. Наблюдая за такими детьми, пришла к выводу, что им не интересно заниматься тем, что они хорошо умеют делать. Дети хотят заниматься только тем, что для них загадочно и ново. На занятиях эти дети всегда активные и любознательные. В своей работе стараюсь детям не давать готовое, а направляю на то, чтобы найти наибольшее количество вариантов. Большое значение придаю на занятиях связи «Ребенок - ребенок». Дети с удовольствием придумывают головоломки, ребусы, составляют интересные задания по заданным темам. Надо видеть, как горят глаза у ребёнка, когда всё объединение пользуется его творением. Также использую коллективные формы работы. В результате ребёнок входит в мир исследователем, овладевает элементами логических действий, сравнением, классификацией, у него повышается рост познавательных интересов. Описание проблемных ситуаций и действий педагога в познавательной деятельности. 1. Занятие проводилось в старшей группе с использование рабочей тетради Е. В. Колесниковой (занятие № 7). Тема занятия: Числа и цифры 3, 4, 5, 6, знаки < , >, =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.
- учить отгадывать математические загадки; - закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6; - учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
Анализ: Трудности возникли при ознакомлении со знаками <, >. Вся подгруппа детей с испугом в глазах смотрела на эти знаки, и было видно, что никто ничего не понял. А уж просьба записать правильно знаки в квадраты между карточками – вообще у некоторых вызвала слезы.
математический знак <). На следующем занятии мы закрепляли полученные знания.
2. Предложила детям посетить игрушечный магазин - пусть дети пробуют себя в роли покупателей. Задание: Выдала детям определенную сумму «денег», на которую они самостоятельно делают покупки. При этом дети считают вслух. В начале занятия сама исполняю роль продавца. Когда дети начинают справляться с ролью покупателя, они по очереди будут в роли продавца.
Проблемная ситуация: Маша плохо считает. На занятии она начинает стесняться этого и старается отойти в сторонку. А Егору – неинтересно. Он вообще отказывается играть, ему хочется поиграть в машинку.
В ситуации с Егором необходимо развить игровую ситуацию. Предложила ему быть водителем при магазине. Здесь совпадают интересы и его и мои. Конечно, предложила Егору что-нибудь купить в магазине и посчитать. А в конце игры, Егор всех покупателей и продавцов разместил в своем «автобусе» и повез домой (на свои места).
3. Максим отстает в занятиях по математике, и мы занимаемся с ним индивидуально. Наблюдая, как другие дети придумывают и решают задачи, он однажды заявил, что тоже придумал задачу. Все были рады выслушать ее. «Шел один полицейский…» - начал Максим, но дети засмеялись, и он, смущенно, умолк. Зная особенности Максима, воспитатель поддержала его, и тот продолжал: «Навстречу ему идут два полицейских, они пошли вместе». Сюжет задачи был навеян ближайшим окружением, так как недалеко находилось отделение милиции, и дети часто встречали полицейских. Задача всем понравилась. Максим был польщен таким вниманием и постепенно стал чувствовать себя более уверенно на занятиях, проявлять активность. Анализ: индивидуальная работа невозможна без проникновения в переживания каждого ребенка, без понимания его настроения. Воспитатель должен быть очень чутким, и это великое искусство.
Детям можно предложить иногда интересную задачу, и даже при всех записать ее в такую тетрадь, если нужно поощрить того, кто ее составил, укрепить интерес к математическим занятиям.
27 апреля 2016 в 19:49
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.