МАДОУ "Детский сад "Колокольчик, " группа №4: "Теремок", город Малая Вишера Новгородская область

Семинар-практикум для воспитателей «Эффективное педагогическое общение»

План

I. Работа с детьми:

1. «Рисунок воспитателя» Характер отношения дошкольника к воспитателю.

2. «Интересный разговор» Беседа с детьми об их предпочтениях в общении с взрослыми.

3. «Навыки общения» открытое занятие с детьми для всех воспитателей детского сада.

II. Работа с воспитателями:

1. «Стиль педагогического общения» мини-лекция.

2. Выставка детских рисунков, анализ рисунков.

3. Просмотр видеоматериала с участием детей.

4. Практическая часть.

Работа с детьми.

1. «Рисунок воспитателя»

Цель: выявление индивидуальных переживаний ребенка по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка.

2. «Интересный разговор»

Беседа с детьми об их предпочтениях в общении с взрослыми.

Вопросы: «Что такое для вас общение? »

«Зачем людям надо общаться? »

«Как вы любите, чтобы с вами общались? »

3. «Навыки общения» - открытое занятие.

Цель: развитие внимание к окружающим людям; развитие умение слушать собеседника, внимание к чувствам других людей; развитие непосредственности в общении.

Материалы: средней величины мяч, мягкая игрушка, свеча.

«Доброта в общении»

«Давайте поздороваемся»- назови свое имя ласково.

«Волшебные средства понимания»- беседа, направлена на осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

- Что вам помогает, когда вам трудно, когда вы провинились, когда вас обидели?

- Что особенного умеют делать люди, с которыми вам приятно?

- Почему эти средства понимания мы можем назвать волшебными?

«Лица» - с помощью картинок, дети определяют, какое чувство изображено, затем пытаются изобразить его сами.

«Встаньте все те, кто… » - игра-физминутка.

«Вежливые слова» - кидая друг другу мяч, дети называют вежливые слова.

«Игрушка» - упражнение выполняется в паре, один ребенок держит любимую игрушку, а другой вежливо просит поиграть, уговаривает дать ему поиграть. Далее ведется беседа, почему игрушку отдали.

Прощание со свечой по кругу. Добрые пожелания всем людям.

Работа с воспитателями

«Эффективное педагогическое общение»

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов

1. Информация о данном семинаре-практикуме, об открытом занятии.

Вопрос к дискуссии: «Что такое эффективность педагогического общения? »

2. «Стиль педагогического общения» мини-лекция.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выявляют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремиться наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. Они создают оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата в группе.

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание – основные педагогические средства. Педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. При таком воспитателе ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе.

Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данные требования. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. В основном это смешенные стили. Очень редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

3. Выставка детских рисунков. «Рисунок воспитателя»

Анализ детских рисунков, обсуждения.

4. Просмотр видеоматериала с участием детей подготовительных групп с последующими комментариями.

5. Практическая часть.

«Презентация педагога» - педагоги импровизированным образом презентуют себя, какие они в общении с детьми.

«Скульптур» - принять позицию ребенка и понять, как тяжело бывает ребенку в процессе общения.

«Пойми меня» - видеоматериал с участием детей подготовительной группы.

«Без лишних слов» - воспитатели без слов объясняют задания.

«1 минута на разговор» - воспитатели в разных позициях общаются друг с другом.

«Комплименты» - берутся за руки, глядя в глаза соседу, надо сказать несколько добрых слов или комплимент.

Видеорелаксация.

8 мая 2016 в 17:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.