МАДОУ "Детский сад "Колокольчик, " группа №4: "Теремок", город Малая Вишера Новгородская область
Семинар-практикум деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитаниюПриветствие: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады Вас приветствовать на семинаре –практикуме,деловая игра по «Формированию у детей нравственно – патриотического отношения к малой Родине» Вступление. Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. А также фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно перейдут в привычку и станут естественной потребностью. Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач: •создание системы нравственно -патриотического воспитания; •воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу; •формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому; •воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда; •развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей; •расширение представлений о родной стране, ее столице, городах; •знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном; •ознакомление с историческим прошлым нашей Родины; •развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; •формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; •воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки: 1.«Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица). 2.«Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане). 3.«Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края). 4.«Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение). .«Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны). «История России» (от былинных богатырей до наших дней). .«Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы). .«Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей). Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью, изобразительное искусство, музыкально-творческая деятельность, физическое развитие Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников ведется в нескольких направлениях: •духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций); •воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность); •культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми); •нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей). Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий. 1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д. 2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой. .Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Реализация такой системы нравственного воспитания невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! В настоящее время необходимо в дошкольных образовательных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой. Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения - это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, помогает понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой. Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Цель деловой игры: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию. Задачи. -Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию; Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме. Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе; Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении. Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников. Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников. Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы. Правила игры: 1. Принимать активное участие в игре. 2. Уметь слушать других. 3. Вырабатывать общее решение вопроса. 4. Соблюдать культуру речи и тактичность. Ход игрыЗвучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.) Ведущий читает стихотворение: Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих, С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых. Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна, Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина. Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви, Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли. Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды. За правильно выполненное задание команда получает жетон. Станция № 1. Эрудиты Вопросы к I команде,ко II команде 1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство) 2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) . 1. Что означают цвета Российского флага? (точной версии нет) Белый: Справедливость. Небо. Чистоту совести, свободу, независимость Синий.. Отвагу. Трудолюбие Красный Верность. Правду. Мир, мужество, могущество. 2. Официальная эмблема государства. (Герб.) 1. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.) 2. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (-Федеральным конституционным законом;.) 1. Назовите памятные и исторические места нашего города, села?. 2. Какие исторические события связаны с названием нашего села? Станция № 2 Логиков. Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами. (на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов) - Предлагаю участникам команд открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников. Н А П Р А В Л Е Н И Я Экологическое Историко-краеведческое Культурное Природа является важным фактором в воспитании нравственно-патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков. Ведущий: - А сейчас слушаем ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по нравственно-патриотическому воспитанию. (Ответы команд) Станция № 3 Экологическая Ведущий: - С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. Задание: - Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках. Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан., дятел, сова, кукушка, куропатка, глухарь Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник, пустырник (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.) Станция № 4 Игровая Ведущий - С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. - Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру:«Поясок – элемент народного костюма» Команде раздают по три ленточки. Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок. Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок. Станция № 5 Смекалистых Ведущий: - С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Задание состоит из двух маленьких заданий: Первое – это… - Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета: 1. Береги землю родимую, как мать любимую. 2. Человек без Родины, что земля без семени. Второе – это (Раздаются карточки с тексом современных пословиц). На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц. Игра: «Скажи иначе пословицу» - Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог: «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче». «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души». «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт». «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят». Станция № 6 Душевная. Ведущий. - Песня душа народа. Много песен сложено о велико России, её красотах… - Предлагаем песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России. Итог деловой игры. - Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает. - Родить патриота нельзя, его надо воспитать. - Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу Я горжусь своей страной, потому что… ? 28 марта 2017 в 19:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.